Тонирование и окраска древесины.

 

Одной из часто встречающихся отделок древесины есть – тонирование. Тонирование древесины представляет собой процесс изменения цвета массива древесины или шпона, для усиления естественного цвета и текстуры дерева, для выравнивания оттенков неодноцветных элементов изделия, для придания светлой древесине более темных тонов и благородного вида ценных пород дерева, а также для придания натуральной древесине оригинального, не свойственного ей цвета.

 

Тонирующие составы можно разделить на три основные группы:

- Морилки;

- Бейцы;

- Глейцы.

 

Морилка – это тонирующий состав, который пропитывает волокна древесины и предает вид мореного дерева. Так как морилка не создает сплошной пленки после нанесения, цвет древесины становится насыщенным а текстура ярко выраженная. По типу выделения текстуры, морилки подразделяются на подчеркивающие и выравнивающие текстуру.

 

Подчеркивающие морилки – это классический тип морилок, обеспечивающий глубокое пропитывание. Такие морилки представляют собой растворы красителей и не содержат связующих, смол, предназначенных для фиксации красителей на древесине. Растворенные красители проникают в древесину вместе с несущими растворителями и задерживаются в микрокапиллярах, микропустотах размером около сотых долей микрона. Таким образом, подчеркивающие морилки обеспечивают объемную, а не поверхностную окраску древесины, без вуалирования текстуры, без сероватого оттенка, который иногда возникает при наличии в составе связующих смол. Конечно, области текстуры древесины, имеющие большую впитывающую способность, ранние слои годичных колец впитывают больше морилки и приобретают более насыщенный цвет. Тон таких участков становится более темным. Подчеркивающие морилки проявляют не только структуру, но и зрительно выделяют отдельные волокна на поверхности древесины.

При умеренном подчеркивании под шелковистым прозрачным лаком древесина с подчеркивающей морилкой может засиять внутренним светом. Наиболее естественно такое тонирование выглядит на породах, не имеющих ярко выраженной цветовой текстуры, например, на березе или на слабо впитывающих породах (дуб, ясень). Эффект подчеркивания текстуры в значительной степени зависит от разбавителя, который использован для разведения концентрата морилки до необходимой интенсивности цвета, и от техники нанесения морилки. Разведение морилки медленным разбавителем, нанесение пневмораспылением слишком «мокрым» факелом, да еще на древесину с высокой впитывающей способностью может привести к ореолам на поверхности. Нежелательным, как правило, считается так называемый негативный эффект, при котором изначально более светлые области ранней древесины годичных колец становятся более темными. В Украине наибольший практический интерес представляют спирторазбавимые подчеркивающие морилки, однако водоразбавимые морилки также имеют определенную область применения. Это тонирование мебели в сборе, чаще всего стульев, методом окунания. Этот метод по сравнению с пневмораспылением обеспечивает большую экономичность, равномерность и воспроизводимость тона. Разведение морилки специальным водоразбавимым связующим позволяет достичь эффекта умеренного подчеркивания при отсутствии подтеков.

 

Выравнивающие (гармонизирующие) морилки – это тип тонирующих составов, при нанесении которых получается декоративный эффект, промежуточный между результатами применения подчеркивающих морилок и бейцев. Окрашивание при использовании таких составов обеспечивается нерастворимыми пигментами, чешуйки которых не проникают вглубь древесины вместе с растворителями, а остаются в основном в поверхностном слое и фиксируются с помощью связующих смол, обязательно входящих в состав выравнивающих морилок. В качестве связующих в спироторазбавимых морилках обычно используются НЦ-смолы. Тем не менее, морилки этого типа также не образуют сплошной лаковой пленки. Как и в случае с подчеркивающими морилками, проявление или маскирование текстуры (ровняющий эффект) во многом зависит от скорости испарения разбавителя и техники нанесения морилки. Обычно выравнивающие морилки разводятся быстрыми разбавителями. Для максимального ровнения следует наносить такие морилки осушенным факелом.

 

Бейцы

В технической литературе бейцами принято называть тонирующие составы с большим количеством связующих, иногда их называют лак-морилками. Достоинством бейцев является максимальный ровняющий эффект (называемый также эффектом пластика), конечно же, благодаря низкой прозрачности. В состав бейцев входит гораздо больше связующих компонентов, чем в состав выравнивающих морилок, поэтому бейц растекается по поверхности древесины практически независимо от особенностей впитывания того или иного участка и создает сплошную, равномерно окрашенную лаковую пленку. Эта пленка наилучшим образом скрывает разнооттеночность элементов изделия. Такой тип тонирования чаще всего применяется при отделке сосны, на которой трудно избежать негативного эффекта при нанесении первым слоем морилок.

 

Глейзы

Глейз – это необычный тонирующий состав: по количеству связующих он похож на бейц, но результат его применения ближе к тому, что получается при использовании подчеркивающих морилок. С помощью глейза можно достичь своеобразного эффекта состаренной древесины с темными порами. Подчеркивание пор оказывается более умеренным, чем после нанесения патины, но они прорабатываются более равномерно. Для достижения подобного эффекта глейз после нанесения растирается вдоль текстуры древесины. При этом убираются излишки, а поры заполняются. После растирки цветовая структура поверхности древесины обогащается, появляются разнообразные полутона.

Глейзы разводятся медленными разбавителями (сушка – 2–3 часа), для того чтобы обеспечить возможность растирки после нанесения.

 

В практике тонирования древесины при прозрачной отделке существует много способов неоднократного применения тонирующих составов в одной системе отделки. Например, для получения максимального ровняющего эффекта на пестром дубе морилка наносится сначала на древесину, а затем на шлифованный бесцветный грунт. При отделке таких сложных изделий, как стулья, которые трудно тонировать равномерно, морилка, наносившаяся на древесину, добавляется в лак (1–2%).

При нанесении на дуб методом пневмораспыления спирторазбавимых морилок трудно обеспечить полное окрашивание в глубине пор. Это особенно бросается в глаза, если тон темный. Водоразбавимые морилки проникают в поры гораздо лучше. Компромиссным вариантом может быть использование универсальной морилки, разводимой наполовину водой, наполовину спиртовыми разбавителями.

 

Подготовка к окрашиванию

 

Наиболее важным этапом перед нанесением тонирующего состава, является подготовка поверхности окрашиваемой древесины. Подготовка включает в себя предварительную шлифовку, шпатлевку и финишное шлифование.

При предварительной шлифовке, для твердых пород древесины используется абразив #100 - #120 , для мягких пород используется абразив #150 - #180. Выбор зерна первичного абразива зависит от типа поверхности и наличия фрезеровок на готовом изделии. Задачей предварительной шлифовки есть устранение неровностей вызванных изготовлением изделия.

После предварительной шлифовки, с изделия необходимо удалить оставшуюся древесную пыль и провести шпатлевку. Шпатлевке подвергаются все имеющиеся на поверхности изделия мельчайшие царапины и щели, места склейки. К шпатлеванию твердых пород древесины необходимо подходить с большой осторожностью, так как масса шпатлевки попавшая в текстуру древесины практически не удалится и на финишном покрытии будут видны ореолы.  Шпатлеванное изделие откладывается в сторону для сушки, либо делается выдержка согласно характеристики применяемой шпатлевки. Результатом качественной шпатлевки будет отсутствие на поверхности изделия, после нанесения грунтовочного слоя, разного рода ореолов и провалов финишного покрытия.

Финишное шлифование производится в два этапа абразивом #220 - #400. Абразивом #220 убирается вся лишняя шпатлевка, с поверхности, мест соединения и фрезеровки. На втором этапе можно применить более мелкий абразив (зависит от породы древесины). Более мелкий абразив даст лучшее по качеству финишное покрытие.

 

Окрашивание и покрытие лаком

 

После проведения финишной шлифовки на изделие наносится один из выше указанных видов тонирующего состава. Тонировочный слой должен хорошо высохнуть, после чего наносится грунтовочный слой материала. Состав грунта содержит специальные элементы для лучшего сцепления краски и дерева. Для правильного придания декоративного эффекта древесине необходимо произвести выбор типа грунта. Грунтовка дает возможность скрыть дефекты древесины и выровнять поверхность перед нанесением финишного покрытия. После высыхания грунта необходимо убедиться в качественном проведении подготовительных мероприятий по окраске изделия и нанести финишный лак.